Преимущества и недостатки переднеприводной, заднеприводной и полноприводной трансмиссии автомобиля

Преимущества и недостатки переднеприводной, заднеприводной и полноприводной трансмиссии автомобиля

С течением времени автомобиль эволюционировал не только внешне. Менялось и совершенствовалось и его оснащение. Двигатели стали более надежными, мощными и экономичными. Увеличился их ресурс. Изменения коснулись и трансмиссии. Изначально компоновка автомобиля имела задний привод , поскольку в конце XIX – начале XX века еще не было технологий, позволяющих изготавливать надежные шарниры для передачи крутящего момента к передним управляемым колесам. Во многом свои коррективы в автомобильную компоновку внесли мировые войны. В полевых условиях был необходим автомобиль, имеющий полный привод на все колеса. В мирных же условиях требовался дешевый и практичный автомобиль для надежного движения по дорогам с асфальтовым покрытием. Послевоенная автомобильная эпоха разделилась на континенты. Североамериканские автомобили имели «классический» задний привод, а европейские постепенно переходили на более дешевый передний. И уже к середине 70-х годов прошлого века, по Европе колесили компактные малолитражки с приводом на передние колеса. Революция в мире автомобильных трансмиссий свершилась. Передний привод стал настолько популярен, что многие заокеанские автоконцерны стали выпускать модели с ведущими передними колесами. Исключением не стали даже советские автогиганты ВАЗ и АЗЛК, освоившие производство переднеприводных хэтчбеков.

Ситуация стала меняться к началу 90-х. На этот раз моду в приводе задали японские инженеры. Многие автоконцерны задавались целью выпустить автомобиль, обладающий возможностями внедорожника в сочетании с комфортом легкового седана. Примеры успешных попыток создания полноприводного авто с несущим кузовом были в СССР, начавшим серийный выпуск модели ВАЗ 2121 «Нива», так и в Японии, начавшим выпуск полноприводного легкового универсала Toyota Sprinter Carib, Corolla 4WD, Subaru. Выпуская полноприводные модели, японские конструкторы добились практически идеального сочетания трансмиссии с приводом на все колеса и легкого несущего кузова. Постепенно выкристаллизовалась «классическая» японская модель, названная «Full time 4WD», т.е. постоянный полный привод. Такая трансмиссия имела в своем составе раздаточную коробку с межосевым дифференциалом, распределяющим крутящий момент к ведущим осям с возможностью его принудительной блокировки. От понижающего ряда в трансмиссии как например, на ранних моделях Toyota Carib, было решено отказаться. Позднее, отказались и от жесткой блокировки дифференциала, заменив его вязкостной муфтой. Принцип ее действия основан на изменении плотности специальной рабочей жидкости, которая передает крутящий момент на какую-либо из осей при пробуксовке. В 1994 году японский автоконцерн Toyota Motors запустил в серийное производство модель принципиально нового автомобиля Toyota RAV-4. Именно с этого момента и начинается отсчет начала эпохи принципиально новых автомобилей – кроссоверов или SUV (Sport utility vehicle). Такой тип автомобилей наряду с расширенными внедорожными возможностями обладает вместительностью, комфортом и управляемостью универсала. Тяжелые балки мостов, раму и спартанскую кабину внедорожника заменили более легкие и современные агрегаты, в значительной мере добавив автомобилю прыти, маневренности и комфорта. Вслед за японцами, кроссоверы стали выпускать американские, европейские, а позднее и китайские игроки мирового автомобильного рынка. В настоящее время компактные кроссоверы занимают нишу самых популярных и самых продаваемых автомобилей во всем мире.

Hо, так ли на самом деле плохи автомобили, не имеющие полного привода? Все зависит от задач и условий, в каких мы будем его эксплуатировать. Полноприводный кроссовер очень хорош для периодических поездок на природу, в сельскую местность. Да и в городе он легко преодолевает снежные заносы и легкое бездорожье. Вместе с тем, вряд ли кому придет в голову отправляться на компактном кроссовере в таежную экспедицию. Для этих целей необходим «профессиональный» внедорожник. Несмотря на ряд преимуществ и у полноприводного кроссовера имеются свои недостатки. Один, из которых сможет огорчить любителей экономичных автомобилей. Дело в том, что даже подключаемый полный привод способен «поедать» до 40% мощности двигателя с возрастанием расхода топлива до 20-30% в сравнении с автомобилем, имеющим привод только на одну ось. Поэтому, многие владельцы городских внедорожников вынуждены мириться с повышенным расходом топлива. Другой недостаток проявляет себя в сложности трансмиссии. А это значит, вам придется дороже платить за ремонт и расходные материалы. Например, система распределения крутящего момента последнего поколения кроссоверов для управления крутящим моментом использует рабочую тормозную систему и как следствие, наблюдается повышенный износ тормозных накладок, а значит и повышенные траты на техобслуживание. Говоря о необходимости приобретения кроссовера, следует учитывать и эти факторы.

Говоря об автомобилях, имеющих заднеприводную компоновку, многие делают акцент на том, что задний привод безнадежно устарел. Однако, если нам необходима грузопассажирская модель, микроавтобус или малотоннажный грузовик, то без заднего привода здесь обойтись практически невозможно. Дело в том, что при распределении нагрузки по осям, для автомобилей, имеющих большую массу, легче управлять при заднеприводной компоновке трансмиссии. Да и при трогании с места разгруженные передние колеса стали бы буксовать впустую. Не случайно, что даже дорогие спортивные автомобили имеют привод на задние колеса. Главный недостаток – это шумная и вибрирующая трансмиссия с нишей для карданного вала посреди салона. Но, для грузопассажирских моделей легковых авто – задний привод был и остается незаменимым.

Другое дело – передний привод. Такие модели автомобилей имеют силовой агрегат и трансмиссию, полностью скомпонованные в подкапотном пространстве. В салоне практические не ощущается никаких шумов и вибраций от трансмиссии. Для выравнивания автомобиля достаточно выровнять передние колеса и немного приоткрыть дроссельную заслонку. Главные преимущества – малая шумность, компактность и экономичность. Вместе с тем и для переднеприводных авто есть свои недостатки. Главный – это необходимость постоянно следить за состоянием ШРУСов – шарниров равных угловых скоростей, называемых в народе «гранатами». Если во время движения при повороте колес слышен треск, хруст, это сигнал к их скорейшей замене. Другая досадная черта переднеприводных автомобилей – сравнительно быстрый износ шин на передней оси. Дело в том, что на переднем приводе колеса более склонны срываться в пробуксовку при трогании с места. Это особенно заметно при резком нажатии на педаль акселератора или при загрузке багажного отсека. Тем не менее, переднеприводные автомобили в настоящее время являются самыми массовыми в производстве, поскольку главными критериями их стали: компактность, надежность и дешевизна.