Daewoo Matiz

Daewoo Matiz

В России, наверное, нет автомобиля особо малого класса более известного, чем Дэу Матиз. Была когда-то Ока, но в силу своей совсем уж до неприличия зияющей простоты, она быстро начала забываться. Да и живых экземпляров почти не осталось, слишком примитивная конструкция. А Матизы вполне себе здравствуют, к тому же реинкарнируются в новых моделях под разными марками.

История.

Прародителем Матиза считается старый японский автомобиль Сузуки Альто образца 1982 года. После прекращения производства он возродился в виде лицензионной корейской модели, получившей название Дэу Тико. Удачная машина хорошо продавалось, чему способствовала и низкая цена, поэтому, когда пришло время обновления модельного ряда, практичные корейцы из Daewoo не стали изобретать велосипед, а заказали в Италии новый дизайн кузова, постаравшись не сильно менять зарекомендовавшую себя платформу.

Компания ItalDesign к этому времени уже имела некоторый портфель наработок сверхмалой машины для концерна ФИАТ. Поэтому поступили примерно так же, использовав неплохой результат под новый заказ для Дэу. Так и родилась сейчас известная всем внешность Матиза.

В новом облике была возрождена забывающаяся концепция биодизайна. Она же поспособствовала приличной аэродинамике кузова и поработала на формирование целевого сегмента рынка, автомобиль получился, строго говоря, женский. Характерные овальные фары, пухлые линии кузова, несмотря на размеры, автомобиль выглядел хоть и маленьким, но защитником на дороге, благодаря достаточно высокой линии остекления. Кстати, впоследствии оказалось, что это впечатление не обманчиво, машина великолепно для таких габаритов проявила себя во множестве искусственных и естественных краш-тестов. Результаты были просто неожиданными, при таких-то мизерных зонах деформации. Но в очередной раз выяснилось, что размер не имеет решающего значения.

Технические данные.

Матиз вначале оснащался небольшим трёхцилиндровым мотором, из-за чего издавал весьма характерный звук при работе, объёмом 800 кубических сантиметров. Мощность неплохая для скромной массы, чуть больше полусотни лошадиных сил. Машина вела себя вполне резво, особенно в городском движении. Набор трансмиссий обычен, это преимущественно механические коробки, были и автоматы, а также вариатор. 

Вскоре появился и альтернативный литровый двигатель, уже располагающий четырьмя цилиндрами, вполне взрослым звуком, а мощность возросла до 64 лс. Модификация Best с этим мотором могла разгоняться до 145 км/ч, хотя на такой скорости в Матизе было откровенно страшно. Простенькие подвески, свечная спереди и полунезависимая сзади, которые никто толком не настраивал для работы при таких скоростях, малая масса автомобиля, смешные карликовые колёсики и барабанные тормоза задней оси не способствовали крейсерским пробегам.

Несмотря на все старания по эргономике, салон получился тесным. Точнее, не рассчитанным на крупных пассажиров. Ну он и не для них создавался. Внутри тот же кукольный биодизайн, но всё как-то неуютно. Низкая цена просто так не даётся. Это подтверждает и громкий шум в салоне на больших (для Матиза) скоростях.

Расход топлива не большой, но и не маленький. Многие хэтчбеки на класс или даже на два выше рангом расходуют столько же. К тому же цифровое выражение расхода дать очень трудно, двигатели малого объёма без применения специальных мер, которые стали доступны значительно позже, сильно варьируют показатели расхода в зависимости от нагрузки и стиля езды. Вот и получается неопределённость в потреблении бензина Матизом от 5 до 10 литров на сто километров пробега.

Надёжность Матиза тоже оставляла желать. Очень трудно обеспечить запасы прочности в таких маленьких машинках. Как и запасы качества при низкой цене продаж. Эмоционально кажется, что небольшой, скромно оборудованный, дешёвый автомобиль должен обладать и низкой себестоимостью в производстве. Не получится. Это точно такая же машина, как и все остальные, обладающая тем же кузовом, колёсами и механизмами, только меньше весит. А на материалах много не сэкономишь. К тому же не очень крупносерийный выпуск не способствует снижению издержек на единицу продукции.

Несмотря на все недостатки и проявленный скепсис, Матиз получил большое признание и популярность. Сейчас он снят с производства, но по миру выпускается несколько его наследников разной степени сходства с исходником. Сначала это был Шевроле Спарк, потом китайцы изготовили целое семейство точной кальки с Матиза – Чери QQ, сейчас производятся Ravon R2 и Чери QQ6. Да и сам Матиз менялся, был рестайлинг в 2002 году, а потом и фактическое явление второго поколения в 2010, правда имя Матиз мало в каких странах сохранилось, больше эта модель Daewoo Matiz Creative известна под уже упомянутым именем Chevrolet Spark.